Загранработа: вопросы первостепенного значения

Прежде чем высказать нашу точку зрения по существу высказанных в статье А. Талько «Кому ехать за границу» конкретных предложений, видимо, есть необходимость хотя бы в общей форме охарактеризовать структуру и численность загранаппарата, обозначить критерии его комплектования специалистами. Для отрасли, которая в основном сориентирована на работу за рубежом, эти вопросы имеют первостепенное значение.


Сегодня только в рамках ВВО «Совфрахт» в 65 странах образованы и функционируют 4 атташата, 3 генпредставительства, 19 представительств и 4 морагентства министерства морского флота, а также 87 представительств морских пароходств, 4 представительства ВВО «Совфрахт». Общая численность их работников составляет 147 человек. Кроме того, 20 советских специалистов в 7 акционерных фрахтовых компаниях и 83 специалиста — в 21 акционерной агентской компании.


После сокращения С начала 1989 г. на 30% штатов представительств за рубежом, утвердилось мнение, что оставшихся специалистов явно недостаточно для обеспечения надлежащего обслуживания пассажирского и транспортного флота.


С другой стороны, переход пароходств и отрасли в целом на хозрасчет и самофинансирование вызвал стремление основных пароходств к децентрализации формирования штатов загранаппарата и его финансирования, к обеспечению самостоятельности предприятий в подготовке и направлении своих специалистов на загранработу.


В принципе, такая постановка вопроса вполне соответствует духу времени. Однако ряд обстоятельств объективного характера вынуждают сохранить, в основном, действующий порядок формирования загранаппарата и проведения кадровой политики. Главное из них — квотное ограничение количества советских специалистов, которые могут быть натурализованы в той или иной стране. Такие квоты определяются на основе взаимной договоренности на межгосударственном уровне и в настоящее время действуют в большинстве зарубежных стран. Таким образом, направление советских специалистов на загранработу диктуется не только и не столько производственной необходимостью или финансовыми возможностями, сколько наличием свободной квоты. Как известно, «со своим уставом в чужой монастырь» не всегда пустят.


Кроме того, существует и внутреннее регулирование. Штатная численность загранаппарата и объемы финансирования на его содержание (акционерные компании находятся на самофинансировании) продолжают определяться на правительственном уровне, т. е. эти вопросы выходят за рамки компетенции не только пароходств, но и министерства. Такой подход обусловлен прежде всего соображениями экономии валюты, ведь годовое содержание одного представителя в зависимости от страны пребывания составляет 15—95 тыс. инв. руб.


В этих условиях особое значение приобретают вопросы дальнейшего совершенствования работы по профессиональной подготовке специалистов, рациональному распределению загранпредставительств и совместных компаний. Здесь наши возможности далеко не исчерпаны. Случилось так, что в системе Минморфлота, одновременно содержащего более 1000 человек в зарубежных странах, ни одно из учебных заведений или постоянно действующих курсов не готовит специалистов для загранработы. По-видимому, в этом повинно ошибочное мнение, что опытные специалисты морского профиля, получившие возможность пройти обучение в ВАВТ, МГИМО, МФИ, на курсах иностранных языков, достаточно хорошо подготовлены. Однако многолетний опыт свидетельствует, что даже самым квалифицированным из них приходится адаптироваться в течение нескольких месяцев вплоть до года. Играй и выигрывай в команде с топовым казино вулкан platinum .

Интересное по теме

Оставить заявку