Прирост розничного товарооборота и товарное предложение

За счет чего происходит прирост розничного товарооборота? Вот данные за 9 месяцев 1989 г. За счет увеличения продажи алкогольных напитков — 8,1 млрд. руб., или 28%. Еще б млрд. руб. (или свыше 20% прироста) — за счет увеличения средних цен покупок товаров. Более чем на 3 млрд. руб. увеличилась продажа товаров организациям, учреждениям, предприятиям по безналичному расчету и за наличные деньги. Продажа товаров (безалкогольных напитков) непосредственно населению выросла на 9,5 млрд. руб., или всего на 4%.

Цифра эта может быть и уточнена, а нарастание физической массы покупок скорректировано на динамику продаж на колхозном рынке. Прирастала у нас и теневая экономика, которая впесла свою лепту (конечно, в неприемлемом для общества противозаконном виде) в товарные предложение и потребление. Надо учесть и еще два момента. В последние годы очень высокими темпами рос оборот комиссионной торговли, в частности легковыми автомобилями. Если новых автомобилей продается 800-850 тыс. в год, а общий оборот автомобилей составляет примерно 1 млн. 700 тыс. шт., значит, больше половины этого оборота приходится на комиссионную торговлю. Ну, а что такое товары в комиссионной торговле? Это все то, что ранее уже было в потреблении, так что в данном случае мы имеем дело с двойным счетом в товарообороте. Тот же двойной счет дает мелкооптовый товарооборот.

Другими словами, в объем товарного предложения комиссионная торговля и мелкий опт входят, а к объему фактического потребления населением ничего не добавляют?

Да, именно так. Методология определения товарного предложения неверна. Предложение — одна из агрегатных сил рынка. Оно должно быть активной силой, тем более в условиях, подобных современным условиям советского рынка. А у нас «наполнено» нередко тем, что не имеет отношения к удовлетворению потребностей населения. Поэтому я бы очень осторожно относился к приведенным выше показателям. Если их очистить, то увидим: в последние годы у нас рост физической массы предложения идет с очень небольшим опережением по сравнению с ростом численности населения. Кроме того, надо учитывать естественный процесс развития, возвышения потребностей, а также то, что мы находимся на очень низкой стадии потребления в сравнении с развитыми странами. Так что вывод может быть только один. Объем покупок (продаж) — лишь приблизительное, внешнее, объемное представление о товарном предложении. Но есть вторая очень важная сторона — его структура. Главные новинки мира азарта жду тебя тут .

Интересное по теме

Оставить заявку