Человек — главный предмет художественного изображения

Делать современные фильмы, конечно, сложно и трудно. Это я прекрасно знаю по своему опыту работы над пятнадцатью современными картинами. Всегда легче говорить с экрана о том, что годами отстоялось, проверено временем, о чем уже написаны книги. Нет в этом случае и риска задеть чьи-либо ведомственные интересы.


И все же только в работе над современным фильмом растет, мужает и закаляется советский художник. Только здесь он становится самостоятельным творцом, перестает быть добросовестным интерпретатором того, что уже не раз подвергалось долговременному изучению, где уже не требуется прилагать личные усилия мысли, а достаточно воспользоваться лишь готовыми. Только в работе над современной темой может художник получить наивысшее творческое удовлетворение, ибо то, что он увидел рядом, в жизни своего народа, сумел сам, через свои мысли, свое сердце и свое мастерство превратить в художественное произведение искусства.


Общеизвестно, что главным предметом художественного изображения является человек. Но какой именно человек должен быть сегодня предметом нашего внимания? Иные, возможно, не поймут постановки вопроса: ну, конечно же, современный — скажут они. И это верно. Вопрос станет понятным, если я приведу такой пример: недавно на одном из совещаний кинематографистов выступил очередной представитель угасшей было «теории» идеального героя. Увлекшись пропагандой своей мысли, оратор стал даже протестовать против того, что в некоторых наших комедиях положительный герой — о ужас! — попадает в смешные положения, вызывающие веселый смех!


Сознаюсь, уже один термин «идеального героя» неизменно действует на меня угнетающе. И если говорить правду, то именно в изображении нашего современного человека мы больше всего и чаще всего терпим неудачи и поражения потому, что лишаем его живого начала из опасения нанести ущерб «идеальной» положительности героя.


В отличие от многих буржуазных, а особенно голливудских картин, в которых герои вербуются авторами из числа людей «высшего класса», а еще охотней — из среды проституток, гангстеров и наркоманов, — героями наших фильмов являются прежде всего люди труда и борьбы, люди морально чистые и стойкие, идейно целеустремленные. Но меньше всего это бескрылые ангелы, какими они воплощены в бесплотных образах иных скучных и худосочных фильмов. Ведь даже наиболее передовые представители наших рабочих, колхозников, нашей интеллигенции несут в себе живые человеческие черты обыкновенных смертных с их сложным и широким духовным миром, с их страстями и ошибками... Да-да! Я не оговорился: ошибками и заблуждениями. Ибо конкретное и зримое преодоление не только внешних, но и внутренних трудностей, духовный рост героя в процессе его морального совершенствования, протекающего в фильме на глазах зрителя, окажет куда более сильное воспитательное значение, чем демонстрация застывшего в непогрешимости и совершенстве резонерствующего «идеального героя». Топовые новинки мира азарта ждут тебя тут .

Интересное по теме

Оставить заявку